Пневмомотор (пневмодвигатель) ДАР-5 аксиально-поршневой, с профильным диском многократного действия, реверсивный, нерегулируемый, с двухсторонними поршнями.
Пневмомотор (в дальнейшем мотор) ДАР-5 предназначен для привода горных машин при температуре окружающей среды не менее минус 5С и относительной влажности до 100 проц. при +35С.
Мотор ДАР-5Б состоит из двух полублоков, крышек передней и задней, ротора, четырех поршней с компрессионными кольцами и заглушек цилиндров с резиновым уплотнением. Полублоки стягиваются и фиксируются относительно друг друга четырьмя призонными болтами. Крепление крышек с полублоками осуществляется болтами, уплотнение- прокладками. В полублоках имеются четыре цилиндра, внутри которых расположены поршни.
Поршень мотора двухсторонний, имеющий с каждой стороны по одному компрессионному кольцу. Внутри поршня на поршневых пальцах установлены шарикоподшипники. Осевое перемещение пальцев ограничено запорными кольцами.
Ротор имеет трехволновую двухстороннюю косинусоидальную дорожку, позволяющую преображать возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение ротора. Ротор устанавливается на радиально-упорных однорядных шарикоподшипниках. В роторе выполнено по три осевых канала для левого и правого вращений и соответственно с двух сторон радиальные пазы. Каналы со стороны крышки заглушены заглушками.
Наличие такой системы воздухораспределения и трех волн у ротора дает возможность совершать поршням по три двойных рабочих хода за один оборот вала.
РАБОТА МОТОРА. Сжатый воздух по рукавам или трубам подается при правом вращении в канал В (правое вращение- по часовой стрелке, если смотреть со стороны задней крышки мотора. Далее, сжатый воздух по каналам ротора и цилиндра поступает в поршневую полость, давит на поршень и через подшипники поршня на косинусоидальную дорожку ротора, отчего последний получает вращательное движение. В конце хода поршня, в цилиндре открываются выхлопные окна, через которые отработанный воздух попадает во внутреннюю полость мотора и выходит через окна в полублоках отверстия в атмосферу. Когда поршень движется обратно и выхлопные окна перекрыты , оставшийся в полости цилиндра воздух поступает в канал Б и далее через воздухораспределитель – в атмосферу. При правом вращении воздух подается в канал Б , выхлоп – в канал В.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОРА.
Лица, обслуживающие моторы, должны быть ознакомлены с их конструкцией, правилами эксплуатации. Не допускайте работу мотора без патрубка на выхлопном отверстии Г, без отводного рукава длиной не менее
При установке мотора на машинах и при эксплуатации не допускайте попадания грязи, шлака и т.п. в отверстие отводного рукава или глушителя шума. Засорение внутренней полости мотора через выхлопное отверстие приведет к аварии двигателя. Мотор крепится на машине за фланец переднего полублока четырьмя болтами М12. Мотор эксплуатируйте в комплекте с автомасленкой и воздушным фильтром, обеспечивающем очистку сжатого воздуха от посторонних частиц размером выше
Перед монтажом на машину необходимо:
Провести внешний осмотр, проверить комплектность, затяжку болтов и гаек;
залить в воздухоподводящие каналы 100-160г масла и прокрутить ротор за шлицы вручную рукояткой, при этом все подвижные части должны перемещаться легко, без заеданий и рывков.
Технические характеристики.
Тип мотора: аксиально-поршневой, реверсивный с кулачковым диском.
0,4МПа 0,5МПа
Номинальная мощность, кВт 3,2 4,0
Номинальная частота вращения, с -1 10 10
Номинальный удельный расход свободного воздуха,м3/мин*кВт-1 1,29 1,23
Габаритные размеры , мм 240х160Х200
Масса, кг, не более 19
Завод гарантирует нормальную работу мотора в течение 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию при наработке, не превышающей 500 часов; для моторов высшей категории качества – 9 месяцев при наработке, не превышающей 750 часов.