Перфоратор представляет собой пневматическую машину ударно-поворотного действия. Поршень-ударник под действием сжатого воздуха, поступающего из воздухораспределительного устройства то с одной, то с другой стороны его поршневой части, совершает возвратно-поступательные движения в цилиндре. В конце рабочего хода поршень-ударник наносит удар по торцу шестигранного хвостика буровой штанги, вставляемой в шестигранное отверстие поворотной буксы. При обратном ходе поршень-ударник посредством деталей поворотного механизма поворачивает буровую штангу на некоторый угол для нанесения последующих ударов каждый раз по новому месту на забое шпура.
Принцип работы поворотного механизма перфоратора ПП54В2.
Между корпусом крана и корпусом золотниковой коробки размещается храповое кольцо, имеющее внутренний зубчатый венец. Храповое кольцо и корпус золотниковой коробки зафиксированы в цилиндре от поворота штифтом. В отверстии корпуса золотниковой коробки установлен поворотный винт, спиральные шлицы которого находятся в зацеплении с соответствующими спиральными шлицами латунной поворотной гайки, ввинченной на левой резьбе в поршень-ударник.
В гнездах головки поворотного винта размещены и шарнирно поворачиваются четыре стопорные собачки, подпружиненные коническими пружинками, западающие во впадины между зубьями храпового кольца.
Собачки ориентированы в головке поворотного винта с наклоном (по касательной), что позволяет поворотному винту поворачиваться лишь в одну сторону – когда поршень-ударник совершает рабочий ход (собачки проскакивают зубья), и стопорят поворотный винт, западая во впадины между зубьями, когда поршень-ударник совершает обратный ход, заставляя поворачиваться поршень-ударник по спиральным шлицам застопоренного поворотного винта.
При этом поршень-ударник, находясь в шлицевом зацеплении со шлицевой буксой, поворачивает ее и находящуюся с ней в торцовом кулачковом зацеплении поворотную буксу вместе с буровой штангой.
Корпусные детали перфоратора: корпус крана, цилиндр и ствол, а также кронштейн, стянуты между собой двумя стяжными болтами посредством гаек и глухих контргаек.
Между торцами корпуса крана и цилиндра оставлен гарантированный зазор около 2-х мм, чем обеспечивается плотное прилегание торцов деталей воздухораспределительного устройства между собой и к внутреннему торцу цилиндра.
Перед началом бурения следует проверить давление воды, которое для перфораторов с осевой промывкой должно быть на 0,10 МПа ниже рабочего давления сжатого воздуха. Для перфораторов с боковой промывкой давление воды не ограничено.
Забуривание должно осуществляться коротким буром (
Периодически, а также при замедлении процесса бурения или заклинивании бура, останавливайте перфоратор и производите интенсивную продувку переводя рукоятку воздушного крана до отказа на себя (положение ИНТЕНСИВНАЯ ПРОДУВКА).